Интересные факты, Jules Massenet биография

Jules Massenet

Downtempo, Chillout, Instrumental, Other

Добавить в избранное

Полная биография Jules Massenet, факты из жизни и творчества талантливого исполнителя .

Биография

Жюль Эмиль Фредерик Массне́ (фр. Jules Émile Frédéric Massenet; 12 мая 1842, — 13 августа 1912) — французский композитор, получивший известность благодаря своим операм, которых насчитывается более тридцати. Чаще других ставились две оперы — «Манон» (1884) и «Вертер» (1892).Массне также писал оратории, балеты, произведения для оркестра, музыку к спектаклям, фортепианные пьесы, песни и другие музыкальные произведения.

Будучи еще школьником, Жюль был принят в главное музыкальное учебное заведение Франции — Парижскую консерваторию. Его наставником стал Амбруаз Тома, которым молодой композитор горячо восхищался. После получения Римской премии в 1863 году, Массне много писал в разных жанрах, но именно благодаря операм он быстро приобрел известность. В период с 1867 и до конца жизни он написал более 40 сценических произведений в самых разнообразных жанрах: комические оперы, инсценировки классических мифов, романтические комедии, лирические драмы, писал оратории, кантаты и балеты. Массне прекрасно чувствовал театр, что и стало причиной его успеха у парижской публики. Несмотря на некоторые просчеты, он написал ряд успешных произведений, сделавших его ведущим оперным композитором во Франции с конца XIX в. и до начала XX в.

Как и многие видные французские композиторы того времени, Массне стал профессором Парижской консерватории. Он преподавал композицию с 1878 по 1896 год и, лишь после смерти директора Амбруаза Тома, подал в отставку. Среди его учеников были Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Рейнальдо Хан и Габриэль Пьерне.

Ко времени смерти Массне многие критики считали его старомодным и консервативным, несмотря на то, что две из его наиболее известных опер оставались популярными во Франции и за рубежом. В середине ХХ века его сочинения вновь получили положительную оценку, многие из них стали инсценироваться и записываться. И хотя критики не ставят его в ряд таких выдающихся оперных гениев как Моцарт, Верди и Вагнер, оперы Массне и сейчас широко известны, как образцы изысканного композиторского ремесла Прекрасной эпохи.

Жюль Массне родился в Монто, отдаленной деревушке, в настоящий момент являющейся частью города Сент-Этьен в департаменте Луара. Он был младшим из четырех детей Алексиса Массне (1788—1863) и его второй жены Элеоноры-Аделаиды, урожденной Ройер де Маранкор (1809—1875); старших детей звали Джули, Леон и Эдмонд.Массне-старший был преуспевающим торговцем скобяными изделиями; его жена — талантливым музыкантом-любителем: именно она стала первым преподавателем Жюля по фортепиано. В начале 1848 г. семья переехала в Париж, где поселилась в квартире на Сен-Жермен-де-Пре. Жюль получил начальное образование в лицее Сен-Луи, а с 1851 или 1853 обучался в Парижской консерватории. Согласно его красочным, но неточным воспоминаниям, в октябре 1851 г., в возрасте девяти лет Массне прослушивался перед жюри, в составе которого были композиторы Даниэль Обер, Фроменталь Галеви, Амбруаз Тома и Мишель Карафа, и был принят сразу. Его биограф Демар Ирвин датирует прослушивание и вступительные экзамены январем 1853 г. Но, по данным обоих источников, Массне продолжил обучаться в лицее, при этом одновременно получая и музыкальное образование.

В консерватории Массне занимался сольфеджио у Аугустина Саварда, а в классе фортепиано у Франсиса Лорана. Он усердно учился, отличался скромностью, но в начале 1855 года, из-за проблем в семье, ему пришлось прервать свое образование. По совету врачей отец композитора переехал из Парижа в Шамбери, на юг Франции; семья, в том числе и Жюль, вместе с ним покинула столицу. И снова, собственные воспоминания Массне и исследования его биографа расходятся: согласно запискам композитора, его «ссылка» в Шамбери длилась два года; по данным Генри Финка и Ирвина молодой человек вернулся в Париж и продолжил обучение в консерватории в октябре 1855 года. По возвращению Массне останавливается на Монмартре и продолжает свое обучение; к 1859 году он добился больших успехов, выиграв главный приз среди пианистов консерватории. Оставаться на содержании семьи было неудобно, и Массне начинает давать студентам частные уроки по игре на фортепиано, играет на ударных инструментах в театральном оркестре. Работа в оркестре способствовала его тесному знакомству с операми Гуно и других классических и современных композиторов. Поскольку многие студенты консерватории строили свою карьеру в качестве церковных органистов, Массне записался в класс по органу, но не достиг успеха и быстро забросил инструмент. Работа в качестве концертмейстера дала ему возможность встретиться с Рихардом Вагнером, который, наравне с Берлиозом, был для него одним из музыкальных героев.

В 1861 году музыка Массне впервые вышла в свет. Это была виртуозное произведение для фортепиано в девяти разделах «Большая фантазия на концерт Мейербера». Закончив класс композиции под руководством Амбруаза Тома, Массне был удостоен самой высокой консерваторской награды — Римской премии, среди прежних обладателей которой были Берлиоз, Тома, Гуно и Бизе. Двое первых присутствовали в качестве жюри на конкурсе в 1863 году. Всем конкурсантам было предложено написать кантату на один и тот же текст Гюстава Шоке о жизни Давида Риццио. После того как все композиции были исполнены, Массне оказался лицом к лицу перед судьями. По его словам:

"Амбруаз Тома, мой любимый учитель, вышел вперед ко мне и сказал, «Обними Берлиоза, это ему ты во многом обязан своей награде». «Награда», — воскликнул я в растерянности, мое лицо сияло от радости, — «я получил приз!!!». Я был глубоко тронут, и заключил в объятья Берлиоза, затем своего учителя и, наконец, месье Обера. Месье Обер успокаивал меня. А нужно ли было, чтобы меня успокаивали? А затем он сказал Берлиозу, указывая на меня: «Этот молодой негодник далеко пойдет, если у него будет меньше опыта!»

Полученная награда позволила профинансировать трехгодичный период обучения, две трети которого Массне провел во Французской Академии в Риме, располагавшейся на вилле Медичи. Все это время в академии учились в основном художники, а не музыканты; Массне нравилось это время, тогда он нашел друзей на всю жизнь, среди которых были скульптор Александр Фалгир и художник Карл-Дюран, но в плане музыки Массне в основном занимался самообразованием. Он впитывал музыку в кафедральном соборе Св. Петра, тесно знакомился с работами великих немецких композиторов, начиная с Генделя и Баха и заканчивая современными музыкантами. Во время своего пребывания в Риме, Массне встретил Франца Листа, по просьбе которого он начал давать уроки игры на фортепиано Луизе-Констанции Нинон де Гресси, дочери одного из богатых покровителей Листа. Массне и Нинон влюбились друг в друга, но о женитьбе речи не шло, пока он был бедным студентом.

Массне возвращается в Париж в 1866 году. Он зарабатывает на жизнь, обучая игре на фортепиано и издавая песни, фортепьянные пьесы и оркестровые сюиты в популярном стиле тех дней. Победители Римской премии иногда приглашались в парижский театр Опера-Комик для написания произведений, и для исполнения в театре. По инициативе Тома, Массне было поручено написать комическую оперу в одном акте «Двоюродная бабушка», представленную в апреле 1867 года[20]. Примерно в это же время он пишет Реквием, но это произведение не сохранилось. В 1868 году Массне знакомится с Жоржем Гартманом, который становится его издателем и наставником на 25 лет; журналистские контакты Гартмана во многом способствовали продвижению репутации его протеже.

В октябре 1866 Массне и Нинон женятся; их единственная дочь Джульетта родилась в 1868 году. Музыкальная карьера Массне резко оборвалась из-за франко-прусской войны 1870-71 гг., вместе со своим другом Бизе он участвует добровольцем в Национальной Гвардии. Массне нашел войну «абсолютно ужасной» и отказался писать об этом в своих воспоминаниях. Он и его семья оказались в осажденном Париже, но им удалось выбраться до наступления ужасов Парижской Коммуны; в течение нескольких месяцев семья проживала в Байоне на юго-востоке Франции.

После того, как порядок был восстановлен, Массне возвращается в Париж, где завершает свою первую крупномасштабную работу, комическую оперу в четырех актах «Дон Сезар де Базан» (Париж, 1872). Произведение было обречено на провал, но в 1873 году его ждал успех, после написания музыки для трагедии Леконта де Лиля «Эринии» и драматичной оратории «Мария Магдалина» (обе они были исполнены в театре «Одеон»). Репутация Массне как композитора росла, но на данном этапе своей жизни он зарабатывал преимущественно за счет преподавания уроков по шесть часов в день.

Массне был плодовитым композитором, что объяснялось его манерой много работать, вставать рано и сочинять музыку с четырех часов утра до полудня, и так продолжалась всю его жизнь. В целом, он работал равномерно, редко что-то пересматривая, хотя его работа в традиционном жанре «большой парижской оперы» мейерберовского типа «Король Лахорский» была закончена только через несколько лет, пока не стала удовлетворять композитора. Произведение было завершено в 1877 и стало одним из первых произведений, поставленных на сцене Гранд-опера, открывшегося двумя годами ранее. Опера, в основе которой лежит история из Махабхараты, имела непревзойденный успех и была быстро расхвачена оперными театрами восьми итальянских городов. Её также ставили в Венгерском национальном оперном доме, Баварской государственной опере, опере Земпера в Дрездене, Королевском театре в Мадриде и Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне. После первого исполнения в Ковент-Гардене, The Times упомянула об этом в том же духе, что и когда писали о других операх композитора: «Опера господина Массне — хоть и не гениальное произведение, но высокое достижение, и содержит все компоненты для успеха, по крайней мере, временного».

Этот период стал вершиной карьеры Массне. Он был удостоен звания кавалера ордена Почетного Легиона в 1876 году, а в 1878 году был назначен профессором контрапункта, фуги и композиции в Консерватории, директором которой был Тома. В том же году Массне был избран в Институт Франции, редко кто в возрасте тридцати-сорока лет удостаивался такой чести. Камиль Сен-Санс, также претендовавший на вакантное место, был обижен тем, что выбрали молодого композитора. Когда был объявлен результат выборов, Массне отправил Сен-Сансу вежливую телеграмму: «Мой дорогой коллега. Институт совершил ужасную несправедливость». Сен-Санс телеграфировал в ответ: «Я полностью согласен». Он был избран тремя годами позднее, но его отношения с Массне с тех пор оставались прохладными.

Массне был известным и уважаемым преподавателем в Консерватории. Среди его учеников были: Бруно, Шарпантье, Шоссон, Хан, Леру, Пьерне, Рабо и Видаль. С особым вниманием он относился к задумкам своих учеников и никогда не пытался навязывать свои идеи. Один из его последних учеников Чарльз Кечлин, вспоминал Массне как профессора, «любящего поговорить, с активной, живой, яркой и более того всеобъемлющей манерой преподавания». По мнению многих авторов, сфера влияния Массне не ограничивалась рамками студенчества. Как пишет критик Родни Милнс, «многие французские музыканты воспользовались той свободой, которую внес Массне после существовавших ранее ограничений». И Ромен Роллан и Франсис Пуленк полагали, что Массне оказал влияние на произведение Клода Дебюсси Пеллеас и Мелизанда; Дебюсси был студентом Консерватории во время преподавания Массне, но не учился у него.

Однако, возрастающая репутация Массне не помогла предотвратить сложности с Парижской Оперой в 1879 году. Её директор Огюст Вокорбайль отказался ставить новую работу композитора «Иродиада», назвав либретто неправильным и неадекватным. Эдуард-Фортуне Калабрези, содиректор Театра де ла Монне, в Брюсселе, тут же предложил поставить пьесу у себя. Её премьера, щедро профинансированная, состоялась в декабре 1881 года. В Брюсселе состоялось 55 представлений, двумя месяцами позднее состоялась премьера в Италии в Ла Скала. И, наконец, произведение достигло Парижа в феврале 1884 года, к этому времени Массне утвердился в качестве ведущего французского оперного композитора своего поколения.

Опера «Манон» впервые поставленная в Опера-Комик в январе 1885, имела огромный успех и в дальнейшем ставилась в крупнейших оперных домах Европы и Соединенных Штатов. Вместе с «Фаустом» Гуно и «Кармен» Бизе она осталась одним из краеугольных камней всего французского оперного репертуара. После современной драмы «Манон», Массне снова обращается к гранд-операм, результатом чего стало появление оперы «Сид» (1885), ознаменовавшее возвращение композитора в оперу. Парижский корреспондент The New York Times писал, что с этой новой работой Массне «решительно объявил себя композитором несомненной последовательности и замечательного вдохновения».

После двух триумфов для Массне наступает период попеременных удач. Он работал над «Вертером» с перерывами в течение нескольких лет, но опера была отклонена Опера-Комик как слишком мрачная. В 1887 году Массне встречает американскую певицу сопрано Сибил Сандерсон. Он был охвачен страстью к ней, но чувства оставались платоническими, хотя в Париже многие считали, что она была его любовницей, о чем намекали в разной степени карикатуры в журналах. Для неё композитор переписал «Манон» и написал «Эсклармонду» (1889). Последняя имела успех, но перед ней в 1891 г. вышла неудачная опера «Маг». Массне не завершил свое следующее произведение «Амадис», и только к 1892 году восстановил былую репутацию успешного композитора. «Вертер» наконец-то был поставлен в феврале 1892, когда Венская Опера запросила новое сочинение после восторженного австрийского приема «Манон».

Хотя, по мнению некоторых исследователей, «Вертер» является главным шедевром композитора, но его не сразу приняли с той же теплотой, что и «Манон». Премьера в Париже состоялась в январе 1893 благодаря компании Опера-Комик в театре Лирик, были премьеры в Соединенных Штатах, Италии и Великобритании, но реакция публики оставалась спокойной. Как отметил обозреватель The New York Times, «Если оперу господина Массне не будет ожидать серьезный успех, причиной тому станет отсутствие подлинной глубины. Возможно, господин Массне не способен достигнуть проникновенной глубины трагической страсти; но абсолютно точно этого никогда не будет наблюдаться в работе подобной Вертеру». И только с повторным показом Опера-Комик в 1903 году опера обрела, наконец, заслуженную популярность.

«Таис» (1894), написанная для Сандерсон, поначалу была принята сдержанно. Подобно «Вертеру», она не приобрела широкой популярности среди французских оперных зрителей, пока не была поставлена снова четыре года спустя премьеры, когда имя композитора уже не ассоциировали с певицей. В том же году Массне ждал скромный успех в Париже после премьеры «Портрета Манон» в Опера-Комик, и еще больший успех в Лондоне после постановки «Наваррки» в Ковент Гарден. The Times отметила, что в данной пьесе Массне для большего эффекта использовал стиль оперного веризма, присущий такому произведению, как опера Масканьи «Сельская честь». Публика чествовала композитора бурными овациями, но Массне, будучи всегда застенчивым человеком, отказался выйти на сцену вообще.

Со смертью Амбруаза Тома в феврале 1896 освободилось место директора Консерватории. Французское правительство 6 мая предложило Массне занять эту должность, но тот отказался. На следующий день, директором был назначен другой преподаватель — Теодор Дюбуа, а Массне подал заявление об увольнении с должности профессора композиции. Были выдвинуты два объяснения этой последовательности событий. В 1910 Массне писал, что работал профессором из-за лояльного отношения к Тома, и был бы рад променять академическую работу на возможность сочинения музыки. Данное утверждение повторяется и в биографии, написанной Хью Макдональдом и Демаром Ирвином. Другие исследователи французской музыки отмечали, что Массне отличался чрезмерной амбициозностью, позволившей бы ему затмить А.Тома на посту директора. Но он ушел в отставку после трех месяцев маневрирования, когда власти, наконец, отвергли его стремления быть назначенным директором пожизненно, как это было Тома. Он преуспел, работая профессором у Габриеля Форе, с сомнениями отнесшегося к рекомендациям Массне, полагая, что его популярный стиль «основан на абсолютно циничном восприятии искусства».

С окончанием работы над «Гризельдой» и «Золушкой», все еще ожидая их постановки, Массне начинает работать над «Сафо», в основе которой лежало произведение Додо о любви невинного молодого человека из деревни к искушенной парижанке. Премьера состоялась в ноябре 1897 в Опера-Комик, и имела огромный успех, хотя после смерти композитора об опере забыли. Следующей его инсценированной оперой стала «Золушка», его собственная версия истории про Золушку, премьера которой состоялась в мае 1899.

Как отмечает Макдональд, в начале 20 века Массне находился в завидном положении, тогда его произведения включались в репертуар каждого сезона Лирической оперы и Опера-Комик, а также оперных театров во всем мире. Начиная с 1900 и до самой смерти, он продолжал усердно работать и в целом успешно. По его воспоминаниям, в 1905 году он во второй раз отклонил предложение занять место директора Консерватории. Помимо композиторской работы, его увлекала домашняя жизнь на улице Вожирар в Париже и в загородном доме в Игревилле. Ему было неинтересно парижское высшее общество, он избегал внимания в такой степени, что в более поздние свои года предпочитал вообще не появляться на своих премьерах. Он описывает себя, как «человека возле камина, буржуазного художника». Заслуживающим внимания фактом его биографии поздних лет жизни, необходимо назвать появление в жизни Массне его второй возлюбленной, исполнительницы одной из ведущих партий в его последних операх — Люси Арбель. Милнс называет Арбель «золотоискательницей»: её вопиющая эксплуатация благородной привязанности композитора привела к большим страданиям его и жены, держала в напряжении преданность Массне (или его увлечение, как описывает Милнс). После смерти композитора Арбель преследовала его вдову и издателей через суды, стремясь обеспечить себе монопольное право исполнять ведущие роли в некоторых из его последних опер.

В 1903 году упоминается о единственном концерте для фортепиано Массне в оперном театре, над которым он начал работать еще будучи студентом. Это произведение было исполнено Луи Димером в Консерватории, но по сравнению с операми слабо впечатлило публику. В 1905 году Массне пишет «Керубино», легкую комедию о поздней карьере пажа-ловеласа Керубино из «Женитьбы Фигаро» Моцарта. Затем выходят две серьезных оперы, «Ариадна» — по мотивам греческой легенды о Тесее и Ариадне, и «Тереза» — короткая драма времен Французской революции. Последним триумфом Массне стал «Дон Кихот» (1910), о премьере которого Летуаль говорил: «это был настоящий парижский закат, и, разумеется, самый настоящий парижский триумф». Даже, несмотря на падение его творческой активности, в последние годы жизни Массне пишет еще четыре оперы: «Вакх», «Рим», «Панург» и «Клеопатра». Последние две, как и «Амадис», которого ему не удалось завершить в 1890-х, были поставлены после смерти композитора, а затем забыты.

В августе 1912 Массне отправляется в Париж из Игревилля повидаться со своим доктором. Композитор болел раком брюшной полости на протяжении нескольких месяцев, но казалось, что болезнь поначалу не несет угрозу жизни. В течение нескольких дней его состояние резко ухудшилось. Его жена и семья поспешили приехать в Париж, и были рядом с ним до самой его смерти, которая произошла в возрасте семидесяти лет. По его собственному желанию, на похоронах не играла музыка. Массне был похоронен конфиденциально в Игревилле, на церковном кладбище.

По мнению биографа Хью Макдональда, сильное влияние на Массне оказали Гуно, Тома, Мейербер и Берлиоз, а из зарубежных композиторов — Верди, Масканьи, и, возможно, Вагнер. Однако, в отличие от некоторых других французских композиторов того времени, Массне не в полной мере поддался влиянию Вагнера, но позаимствовал из его раннего творчества насыщенность оркестровки и подход к музыкальному тематизму.

Иногда Массне создавал шумные и диссонантные сцены, за что в 1885 году Бернард Шоу назвал его «одним из самых громких современных композиторов», однако, большая часть его музыки податлива и деликатна. Враждебно настроенные критики ухватились за эту характеристику, но статья о Массне в музыкальном словаре Гроува начала 21 века отмечает, что лучшее в его операх это чувственная сторона, «уравновешенная сильным драматизмом» (как в «Вертере»), театральным действом (как в «Терезе»), сценическими отступлениями (как в «Эсклармонде»), юмором (как в «Манон»).

Парижскую публику привлекала экзотичность в музыке Массне: часто его музыкальные сочинения были связаны с отдаленными местами и давними временами. Макдональд перечисляет обширное количество мест действия, изображаемых в операх: Древний Египет, мифическая Греция, библейская Галилея, ренессансная Испания, Индия и революционный Париж. Практический опыт игры в оркестре, полученный в молодости, и его старательность при обучении в консерватории позволили Массне создавать экзотичные эффекты без обращения к необычным музыкальным инструментам. Он понимал возможности исполнителей и в своих сочинениях внимательно и детально прописывал каждую партию.

Массне написал более тридцати опер. Данные источников расходятся в определении их точного количества, потому что некоторые сочинения, в частности из раннего периода творчества, были утеряны, а некоторые оперы остались незаконченными. Третьи, такие как «Дон Сезар де Базан» и «Король Лахорский», были существенно отредактированы после первых постановок, и существуют в двух или более версиях. В музыкальном словаре Гроува можно найти информацию о сорока операх, девять из которых считаются потерянными или уничтоженными. Сайт Стэндфордского университета «Opera Glass» упоминает премьеры переработанных версий, а Новый словарь Гроува этого не делает, в итоге в первом случае насчитывается сорок четыре оперы, во втором — тридцать шесть.

При делении творческого пути Массне на ранний, средний и поздний периоды возникает ряд проблем, вызванных формированием индивидуального стиля еще в раннем периоде творчества и сохранением единого стиля на протяжении всей карьеры. При этом, разнородность стиля определяет отсутствие общих сюжетов и музыкального языка, который можно было бы рассматривать как типичный для композитора. Подобный подход позволял Массне работать с разными либреттистами: Гроув насчитывает более тридцати писателей, которые предложили Массне свое либретто.

В пятой редакции Гроува (1954 года) о Массне написано: "кто слышал его «Манон‟, тот услышал всего его». В 1994 году Андрей Портер назвал это мнение нелепым. Он возразил: "Тот, кто знает "Манон‟, "Вертера‟ и «Дон Кихота‟, тот зна ет лучшее у Массне, но не весь его диапазон от героической романтики до страстного веризма». Творчество Массне охватывает большинство различных оперных жанров, в том числе оперетты («Прекрасный бульвар» и «Белка в колесе» — ранние утерянные произведения), комическую оперу («Манон»), большую оперу (Гроув классифицирует «Короля Лахорского» как «последнюю оперу, имеющую большой и повсеместный успех»). Многие из традиционных элементов большой оперы были воплощены в более поздних масштабных произведениях, таких как «Маг» и «Иродиада». Оперы Массне обычно содержат от одного до пяти актов, и на титульном листе уточняется жанровая разновидность, как: «опера» или «комическая опера», также может быть прописана и поджанровая принадлежность: «песенная комедия», «лирическая комедия», «героическая комедия», «сказка», «страстная драма», «высокая музыкальная комедия», «опера-легенда», «фантастическая опера», «трагическая опера».

В некоторых своих операх, таких как «Эсклармонда» и «Маг», Массне отошел от традиционной французской структуры разграничения арий и дуэтов. Соло объединялись с декламационными репликами, что позволяло многим современным критикам видеть в этом вагнеровские влияния. Но Б. Шоу отрицал это. В 1885 он так писал о «Манон»: «На вагнерианство здесь нет и малейшего намека. Фраза, которая звучит в первом любовном дуэте и звучит в некоторых других эпизодах, была трактована несколькими неосторожными критиками как вагнеровский лейтмотив».

Читать больше >

Группы похожие на Jules Massenet

Интересные факты из биографии Jules Massenet!

Если вы считаете себя настоящим фанатом Jules Massenet, то вы просто обязаны знать все о жизни вашего любимого исполнителя. Прочитав биографию вы сможете лучше понять творчество музыканта, понять чувства, которые он вкладывал в свои песни и музыку. Само собой вы можете прослушать и скачать все песни бесплатно прямо сейчас!

На музыкальном портале MusicMegaBox собрана самая большая коллекция биографий и фактов из жизни тысяч певцов, певиц и групп. Мы постарались найти интересную информацию не только о популярных исполнителях, но и о самых новых и небольших музыкальных коллективах. Если вы не нашли био о нужном вам музыканте, пожалуйста, напишите нам, и мы постараемся ее найти и добавить!

свернуть список